Знание внутренних секретов организации

Знание внутренних секретов организации дает некоторые дополнительные знания из области конкретной политической и культурной среды, в которой работают обучающиеся. Наставники часто имеют в своем распоряжении систему рычагов или пользуются влиянием в организации, и это может помочь им поддержать учеников, например, в смысле достижения договоренностей или создания возможностей для обучения на работе. Фактор доверия также благоприятствует ученикам в этом смысле.

Эти три фактора, взятые вместе, составляют мощный комплекс, который наставники могут употребить в качестве поддержки или в интересах своих учеников. И это качество высоко ценится учениками. Дело еще и в том, что очень часто эти качества не нужно «воспитывать» в наставниках, так как они уже имеются.

Это обстоятельство должно вселить уверенность в потенциальных наставниках, так как должно убедить их, что в них от природы заложены некоторые самые необходимые качества.

Неудивительно, что доступность всегда высоко ценится обучающимися. На ранних этапах отношений «наставник-ученик» эту возможность необходимо обсудить и согласовать, так как вполне возможно, и даже скорее вероятно, что ученику понадобится или потребуется больше времени и внимания наставника, чем последний сможет уделить.

Навыки общения являются очевидной необходимостью. Редко кто-либо изъявляет желание стать наставником, не обладая приемлемыми практическими навыками общения. Однако наставники, в той же мере, что и обучающиеся, вероятнее всего, смогут узнать об имеющихся у них навыках в процессе своих отношений. Наставники не должны думать, что они совершенны в этом, как и во всех остальных вопросах. Как говорится, до совершенства нужно дорасти. Нам всем следует помнить, что неплохо — это всего лишь неплохо.

Ориентация на передачу полномочий, наверное, тоже не окажется полным сюрпризом. И хотя может показаться, что она не имеет очевидной связи с ролью наставника, неоспоримо то, что лучшие наставники — это те, кто отказывается от части своих обязанностей с тем, чтобы предоставить больше полномочий своим ученикам в подходящей ситуации. По-настоящему хорошие наставники способны определить, может ли ученик справиться с задачей, и создать условия, в которых человек может спокойно сдвинуть границы, не боясь неудачи.

Ориентация на развитие исходит из человеческого опыта и стремления развивать способности других. Хорошие руководители, которые являются наставниками от природы, как правило, имеют огромный опыт развития способностей других людей и в совершенстве знают, как это необходимо делать. Этим они вызывают огромнейшее уважение и доверие других людей. Все эти навыки и качества, для некоторых людей они бывают вполне естественными. Остальным же придется потрудиться над ними.

Изобретательность указывает на потенциал наставника и его потребность находить творческое решение проблем. Здесь есть два основных аспекта. Один заключается в способности предлагать новаторские пути решения проблем, на которых «застрял» ученик. Другой связан со способностью наставника провести ученика через структурированный процесс решения проблем, такой, как процесс, описанный в главе 8. Дополнительное преимущество такого пути состоит в том, что ученик пpи этом перенимает навыки решения проблем, следуя за своим учителем.

Второй аспект строится вокруг гибкости и открытости для приобретения нового опыта. Изобретательные наставники редко теряются, не зная, что им предпринять, даже в самых необычных обстоятельствах. Так же редко они прибегают к негибким, прямым, как рельсы, решениям. Поскольку отношения «наставник-ученик» являются партнерскими, как и большинство эффективных практических отношений, в них должен присутствовать элемент взаимного уважения и взаимной терпимости пpи возникновении разных точек зрения.

Отдельные диапазоны навыков, связанные с каждой из четырех баз колеса наставничества, описаны в соответствующих главах. Однако мы могли бы соотнести эти качества с поведением. Это позволит нам более обоснованно оценить свои достижения.

Ниже мы возвращаемся к списку ключевых навыков, качеств и отличительных черт и подводим итог положительных признаков по каждой категории.


Комментировать or Leave a Trackback
разделитель

Комментировать

Вы должны авторизоваться для комментирования.