Страхи и неуверенность

В общем, со слов учеников мы очень много знаем о том, чего они хотят от взаимоотношений с наставником. Список их пожеланий учтен и содержится в базе наставничества и в сопровождающем ее списке навыков, характеристик и ролей.

Тем не менее, эти описания не дают нам список тех факторов, которые заставляют учеников нервничать или испытывать тревогу. Для наставников важно понимать, в чем состоят страхи и беспокойство учеников, когда они вступают во взаимоотношения. Некоторые из этих реакций естественны и даже функциональны, но они действительно нуждаются в признании, и над ними необходимо работать. В некоторых случаях их можно предусмотреть и свести к минимуму или даже избежать. Запланированное и мягкое введение в курс дела, по мере развития уверенности и доверия, наверняка поможет человеку преодолеть любое свое опасение.

Виды тревожных состояний, присущих людям, перечислены ниже.

1. Страх перед неизвестностью

Естественная реакция любого, кто сталкивается с новыми ситуациями или обстоятельствами. Страх — это слишком сильно сказано в отношении большинства людей (хотя для некоторых и нет). Это может быть всего лишь нервозность или нервная дрожь. Чувство легкого дискомфорта пройдет после того, как ученики почувствуют себя непринужденно и обретут доверие и понимание происходящего.

Предчувствие, которое нас одолевает, является довольно функциональным потому, что это один из факторов, который заставляет нас повышать свою производительность в нестандартных ситуациях. Наставники считают это возможностью завоевать приверженность и увеличить энтузиазм.

2. Страх перед пристальным наблюдением

Ученики могут рассматривать ситуацию или вступать в отношения, думая, что весь их внутренний мир, их работа и личность будут изучены словно под микроскопом.

Действительно, темы обсуждений могут довольно скоро добраться до некоторых достаточно глубоких уровней сознания ученика. Они будут получать обратную связь в отношении своего поведения, и того, как его воспринимают другие, и их мотивы, ценности и возможности вполне могут быть выставлены на обозрение.

Чтобы справиться с этим, ученики нуждаются в высокой степени доверия и должны быть убеждены в том, что к ним будут относиться уважительно и чутко. Для учеников нередко очень важно, чтобы их не судили строго — фактически, жесткий критический подход редко оценивается по достоинству и приносит пользу.

3. Страх перед неудачей

Контекст многих взаимоотношений учеников с наставниками предусматривает улучшение производительности, дополнительные знания, или различного рода изменения. Людей могут беспокоить мысли о том, подойдут ли они для определенной работы, справятся лис ней. Некоторые программы, например, предусматривают написание учениками отчетов, выполнение заданий или составление проектов. Многие не уверены в своих способностях, и поэтому чувствуют себя очень уязвимо.

Если в процессе работы предполагается развитие некоторых умений и навыков, вполне естественно, что человек задается вопросами: а сможет ли он работать так хорошо, как ему хотелось бы. Короче говоря, люди могут недооценивать свои собственные возможности. Противостоять этому нужно очень осторожно. Наставнику, в первую очередь, необходимо обладать даром предвидения. Затем мы должны наблюдать за реакцией того, с кем общаемся. Помните о том, что большая часть информации, передаваемой людьми о своем настроении или душевном состоянии, является невербальной. Поэтому наставники должны хорошо уметь истолковывать ее.

4. Страх перед новыми отношениями

Поначалу ученик и наставник не имеют представления о том, как будут осуществляться их взаимоотношения. Это совершенно естественно и происходит с нами пpи любых новых обстоятельствах. Вспомните, как вы начинали работать на новом месте, о чем вы думали перед встречей со своим новым шефом, коллегами или командой.

Такие страхи не блокируют деятельность большинства людей, особенно если наставник и ученик уже были знакомы раньше. Тем не менее, чем быстрее растает лед между ними, тем скорее рассеются эти тревоги.

При любых случаях страхов и беспокойств наставник должен действовать поэтапно:

Предвидеть

Проверить

Признать

Отрегулировать

Успокоить.


Комментировать or Leave a Trackback
разделитель

Комментировать

Вы должны авторизоваться для комментирования.