Ролевые модели

Ролевые модели вполне естественно вытекают из 4-базовой концепции. Следует отметить, что такую сложную и многогранную роль, как роль наставника, невозможно описать как единую. Каждая база подразумевает свою роль, или даже совокупность ролей, связанных с ней.

Организационная базасвязана с такими ролями:

«Адвокат», или лицо, которое обеспечивает возможности. Это человек, который может создать условия для обучения и повышения уровня компетентности людей. Эта роль связана с влиятельным положением или доверием в организации.

Толкователь. Выступая в такой роли, наставник определяет перспективу с управленческой или организационной точки зрения. В основе этого лежит более глубокое знание своей или других организаций. Наставник является также носителем культуры, которую он передает своим ученикам, так как хорошо ориентируется во внутренних процессах.

Ситуативная базасвязана с ролью:

Консультанта по процессам. Выступая в такой роли, наставник помогает своему ученику постичь смысл более широких требований в области конкретных отношений (в частности, если он проходит обучение по специальной или структурированной программе). Наставник пpи этом определяет цели, следит за успехами, решает проблемы и т.д.

База развития связана с ролями:

Консультанта по обучению. Это человек, который может оказать консультативную помощь или подсказать пути и способы решения вопросов, связанных с обучением.

Инструктора. Нередко наставники имеют возможность инструктировать учеников в силу своего более глубокого опыта и знаний, приобретенных за долгие годы. Другими словами, они могут непосредственно вмешиваться в процесс обучения для передачи знаний и способности осмысления, или для содействия в развитии необходимых навыков.

База межличностных отношенийсвязана с ролью

:

Советника-консультанта. Советник-консультант — это человек, который действует исключительно в интересах личности обучаемого. Эти люди отличаются огромным даром сопереживания и великолепными навыками общения. В данном контексте речь не обязательно идет о консультации в терапевтическом смысле этого термина. Мы употребляем его в гораздо более широком смысле, имея в виду друга, советчика, проводника, опекуна и т.д.

Каждую такую роль можно описать в терминах некоторой совокупности навыков. И каждая роль связана с личными качествами, которые наставник может привнести в нее.

Все эти роли и требования объединяются в систему задач и процессов, которая определяет развитие отношений «наставник-ученик». Вся структура взаимозависимых факторов встроена в колесо наставничества и представлена на рисунке.

Кроме этого, нам необходимо изложить некоторые принципы и предположения об определенных аспектах природы отношений. Любые отношения между двумя участниками процесса не похожи ни на какие другие, и наставник и ученик с самого начала будут в значительной мере обсуждать и согласовывать этот момент. Более подробно — в главе 1о мы рассмотрим условия, на которых строятся эти отношения. А пока существуют некоторые основные положения, которых необходимо придерживаться пpи рассмотрении отношений любого типа.

Ответственность обучающихся. Обучающиеся, как взрослые, которые занимаются самостоятельной работой над собой, отвечают за свое обучение. Это обучение подразумевает ответственность за постановку целей и принятие самостоятельных решений.

Ответственность наставников. Наставникам необходимо продумать отношения и выстроить их так, чтобы они помогали обучающемуся в самосовершенствовании.

Наделение полномочиями. Основная цель отношений состоит в том, чтобы дать обучающемуся положительные эмоции, уверенность в собственных силах и возможность действовать с этих позиций.

Высказывание суждений. Это следует делать лишь в том случае, если Вас об этом попросят. Наставникам предпочтительнее обсуждать скорее вопросы тактики и показателей работы, чем мотивы или личность ученика.

Эта модель содержит в себе все роли и процессы наставничества и дает нам обобщенное описание процесса в многогранности его форм. Она также дает нам возможность ответить на вопросы, которые ранее вызывали большие затруднения пpи попытке найти на них точный ответ. Среди таких вопросов есть два наиболее распространенных:

Чем отличается наставничество от консультативной деятельности?

Чем отличается наставничество от инструктирования?

Ответ на первый вопрос состоит в том, что консультативная деятельность — это функция, или компонент наставничества. Мы уже рассматривали ее, но лишь как одну из ролей в рамках наставничества. В этом смысле наставничество не отличается от нее, а превосходит ее в том, что оно:

обращено не только к индивидууму, но и к организации

имеет место в ситуациях, предусматривающих цель, задачи и т.д.

связью с возможностями и способностями, а также с проблемами и трудностями

направлено на обучение и развитие.

Ответ на второй вопрос также состоит в том, что наставничество не столько отличается, сколько является чем-то большим, чем просто инструктирование. Инструктирование — одна из ключевых ролей в рамках наставничества, но оно привносит:

направленность на обучение и развитие способностей и навыков

акцент на индивидуальность обучающегося и показатели работы

более широкую ситуативную среду целей и задач.


Комментировать or Leave a Trackback
разделитель

Комментировать

Вы должны авторизоваться для комментирования.