Предоставляйте и получайте обратную связь

Преимущества позитивной обратной связи для мотивации рассматривались в главе 6. Признание результатов работы, благодарность и вознаграждение — те рычаги, пpи помощи которых поддерживается стремление к хорошей работе и получению результата. Бывают случаи, когда надо высказывать свое мнение о неудовлетворительном качестве работы, чтобы сотрудники могли поучиться и улучшить ее. Это — трудное искусство. Некоторые лидеры команд стараются избегать этого. Другие высказывают мнение, но в грубой форме. И только немногие справляются с этим хорошо. Некоторые гордятся тем, что высказываются прямо и по сути дела. Но повторные удары, нанесенные во имя честности и прямоты, всегда наносят ущерб. Существует несколько советов, помогающих более или менее безболезненно для другой стороны высказать свое мнение о работе людей.

В итоге обе стороны, и критикующий, и тот, кого критикуют, чувствуют себя адекватно:

Сообщите, с какой целью вы высказываете свое мнение по поводу работы, чтобы слушающий понял ваши намерения.

Придерживайтесь фактов и избегайте эмоционально окрашенных слов. Неудивительно, что Джек начинает защищаться, если ему говорят, что он отвратительный грубиян, высокомерный человек. Хотя будет непросто, но он перенесет легче, если ему сказать, что на «утреннем совещании он отклонял все поступавшие от других предложения и перебивал выступающих несколько раз».

Говорить надо о поведении, а не о личности. Люди могут изменить свое поведение, но не себя. Так или иначе комментарий по поводу некоторых черт личности неизбежно вызовет защитную реакцию.

Не говорите в общем, сосредоточьтесь на деталях. Например, Джин вряд ли что-то сможет сделать, если ей скажут, что ее отношение к работе не соответствует идеологии фирмы. Лучше было бы сказать ей, что она на последние три просьбы помочь найти срочную информацию, ответила: «У меня и без того дел по горло. Когда закончу свою работу, тогда займусь этим. Для этого надо лезть на самое дно кипы документов». Если ей после этого посоветуют, как выстраивать приоритеты в своей работе, она может измениться к лучшему.

Избегайте употребления таких слов, как «всегда» и «никогда», характеризуя чье-то поведение. Они обычно раздражают и вызывают защитную реакцию, и почти никогда не соответствуют действительности.

Высказывайтесь по поводу работы сразу же после случившегося, когда человек готов выслушать ваше мнение.

Можно говорить о том, как влияет на вас поведение вашего собеседника. Если вы скажете: «Когда вы меня перебиваете, я теряю ход мысли», то тем самым даете понять Лоренсу, что его поведение действует на вас неблагоприятно. Когда вы высказываете свое мнение но конкретному поводу, а не в общем, на него обращают внимание, и тот, для кого оно предназначалось, может исправиться.

Проверьте, понимают ли вас. Часто случается, что вы говорите, а вас не понимают. Обратная связь — дело тонкое, поэтому очень важно проверять и знать, понимают ли вас. Спросите Сару, как она понимает ваше высказывание. В результате вы сможете оценить, понимает ли она его так, как вы сказали.

Подумайте о мотивах, которые заставили вас высказать свое мнение. Вы уверены в том, что ваше высказывание поможет слушателю измениться, или вы это делаете, чтобы выпустить нар?

Не надо играть роль психолога-самоучки. Придерживайтесь фактов и избегайте теоретических рассуждений о возможных, скрытых, но маловероятных причинах поведения.

Надо согласовать, какие меры должны быть приняты. Если позволяет ситуация, предложите свою помощь.

Так как ситуация, в которой высказывается мнение о ком-то, достаточно сложна для обеих сторон, надо в конце выразить собеседнику благодарность за его желание обсудить вопрос и за готовность ; предпринимать какие-то действия.

Обратная связь, к сожалению, работает не всегда. Однако, когда I мы узнаем, как негативно наше поведение сказывается на других, нам, как ни странно, хочется измениться. Но это происходит только тогда, когда мнение является конструктивным и действенным. Если выполнять все изложенные выше советы, то реципиент обратной связи вряд ли будет принимать ее в штыки.

Опытные лидеры создают атмосферу, располагающую к тому, чтобы члены команды сами желали получить обратную связь. Еще лучше, когда реципиент сам осознает ее важность и проявляет инициативу. И снова повторяю, что большую роль в этом играют взаимное доверие и личный пример лидера. До получения обратной связи должна быть установлена атмосфера доверия. Личный пример в этом смысле означает, что лидер команды не только желает получить обратную связь от коллег, но и сам ищет ее. Члены команды, видя такое отношение лидера, скорее будут готовы принять критику и соответственно реагировать на нее.


Комментировать or Leave a Trackback
разделитель

Комментировать

Вы должны авторизоваться для комментирования.