Политика и цели в области качества

Обычно с написания Политики в области качества я начинаю работу по внедрению системы менеджмента качества на соответствие требованиям ИСО 9001 в компании. Очень редко, но бывает, что Политику в области качества пишет генеральный директор. Как и должно быть, если генеральный директор обученный идеологии стандартов ИСО, если он понимает для чего ему нужна система менеджмента качества, если он настоящий лидер.

В остальных случаях, Политику в области качества пишет специалист по качеству. Необходимо будет составить встречу с генеральным директором и выяснить, как же он все таки видит свою компанию, как позиционирует ее на рынке, чего хочет достичь. И используя эти наброски и эскизы специалист по качеству подготавливает несколько вариантов Политики. Директор выбирает наиболее симпатичный, а специалист по качеству выносит это вариант на Совет по качеству. Необходимо ознакомить коллег с основополагающим документом системы менеджмента качества, может быть даже услышать мнение отличное от мнения директора, что тоже хорошо.

Так как вместе с Политикой необходимо обозначить Цели компании, то ту два варианта — можно прописать все в одном документе и называться он тогда будет «Политика и цели в области качества«, можно разделить, и тогда будет отдельно Политика и отдельно Цели компании. Важно увязать одно с другим. Мне удобнее второй вариант. Из Политики плавно вытекают Цели по достижению заявленных высот. И тогда я рисую Дерево целей компании. Их (целей) немного. Четыре, пять — более чем достаточно. Можно и меньше. Главное, разумно к этому подойти. Потому, что для каждой цели необходимо выбрать критерий, а еще и показатель достижения. И разработать План или Программу по их достижению. А в рамках этих больших целей — «Увеличение прибыли», «Снижение себестоимости продукции» и прочее — необходимо развернуть цели для каждого подразделения. И точно также обозначить критерии и показатели. И не забыть обсудить цели на Совете по качеству.

Имея перед глазами Дерево целей легко выделить процессы компании. А когда идентифицированы процессы и их владельцы (руководители, кому как больше нравиться), то нарисовать Процессный ландшафт дело техники.

Очень элегантно, на сертификационном аудите, выглядит Процессный ландшафт на стене у генерального директора. Можно еще добавить к экспозиции Матрицу ответственности за выполнение требований ИСО 9001, но тоже надо разумно к делу подойти. Чтобы размер кабинета позволял, чтобы сам директор был в курсе того, что у него на стене красуется.


Комментировать or Leave a Trackback
разделитель

6 Comments

  1. 12 Январь 2009 at 4:22 | Ссылка

    Информация очень интересная и полезная.от коментариев пока воздержусь так как мало опыта.Возлагаю большие надежды на Ваши блоги! С новым годом!

  2. 19 Январь 2009 at 7:46 | Ссылка

    <<Чтобы размер кабинета позволял, чтобы сам директор был в курсе того, что у него на стене красуется.
    Правда это не всегда ему нужно)

  3. Елена
    21 Январь 2009 at 15:48 | Ссылка

    Большое спасибо за то, что на Вашем сайте можно бесплатно ознакомиться с новыми материалами.

  4. Anna
    2 Февраль 2009 at 23:24 | Ссылка

    Каким образом скачать стандарт?

  5. Николай
    25 Март 2009 at 17:53 | Ссылка

    Уважаемая Даша. Совмещать полтику и цели в области качества можно, но неразумно: политика выстраивается на долгие годы, цели могут меняться каждый год и даже чаще. Подумайте в этом ключе, какую неудобную практику Вы рекомендуете. Во-вторых, целей в области качества, как правило много. В новой редакции стандарта специально акцентировано внимание на том, что под продуктом надо также понимать результаты процессов. Это не новость, так понималось всегда, но большинство читателей не догадывалось. А раз цели по достижению характеристик результатов процессов есть тоже цели в области качества, то Вы не сможете ограничиться 4-5 целями. Кстати сказать, примеры приведенных Вами целей неудачны — это не цели в бласти качества.
    Далее, из политики цели не вытекают. Политика подсказывает, в каком направлении следует действовать, устанавливая и достигая цели в области качества.

  6. 26 Март 2009 at 9:08 | Ссылка

    Уважаемый Николай. Я не претендую на истину в последней инстанции. Я просто описываю личный опыт. Я согласна с Вами в том, что разумнее отделять Политику от Целей организации. И декомпозицию целей производить потом легче и нагляднее. И как документ «Цели» живут отдельно. Но на практике, Политика все же содержит и миссию и основные цели организации. Моим генеральным директорам так было понятнее. А до полного разделения Политики и Целей доходили позднее, но все-таки доходили. Не согласна с Вами, что Политика выстраивается на долгие годы. Политика подлежит пересмотру и актуализации как минимум один раз в год. Это же в какой стабильной компании и устойчивой экономической среде надо работать, что позиционировать себя неизменными в области качества на долгие годы? А о целях, кстати сказать, впрочем, как и вкусах не спорят. Какие выбраны компанией для достижения, те и будут целями в области качества. Система менеджмента качества распространяется на всю деятельность компании, а не только на производство продукта. И если в Вашей компании «Увеличение прибыли» не есть цель в области качества, то это не значит, что она не может быть выбрана. Системой может быть охвачен и финансовый отдел, Вы об этом не задумывались?

Комментировать

Вы должны авторизоваться для комментирования.