Почему именно наставничество?

Сфера труда претерпевает изменения. Меняются и подходы к обучению. Но нам необходимо задаться вопросом, почему наставничество становится основным способом передачи знаний на рабочем месте? Нам известно, что люди действительно отводят наставничеству важную роль, исходя из информации, полученной из многочисленных источников, а также из богатого личного опыта.

На национальной конференции, которую проводил в 1995 году в Харрогейте институт по работе с кадрами, Дэвид Клаттербак провел опрос группы из 25о специалистов по изучению трудовых ресурсов. Он обратился к ним с вопросом, у кого им легче всего учиться. Наставники были названы третьими после специалистов одного уровня, и линейных руководителей.

Он поинтересовался также, кто может дать им больше знаний пpи обучении. Первыми были названы наставники, которых выбрали примерно половина респондентов.

Этот факт интересен в силу ряда причин. Он явно указывает на тот потенциал, который признают за наставниками специалисты, несущие основную ответственность за профессиональный рост кадровых сотрудников организации. Однако он же показывает, что наставничество все же пока не считается самым простым способом обучения. Это можно объяснить тем, что многим руководителям необходимо еще продумать или выработать в себе навыки и способности наставника.

Но что же в приводит людей к мысли о том, что в наставничестве заложен огромный потенциал помощи людям в приобретении знаний? Оказывается, оно обладает целым рядом свойств, которые помогут дать ответ на этот вопрос.

Ему присуща гибкость. Обучение в форме наставничества можно проводить разными способами в разнообразнейших условиях. Для его проведения не предусмотрен минимальный набор правил или требований. Необходимо только время и, по меньшей мере, два человека.

Это вид деятельности, который происходит в режиме «офф-лайн». Обучение происходит вне обычной рабочей обстановки. Таким образом, ему присущ элемент неформальности. Это, скорее, общественная деятельность , связанная исключительно с работой.

И все же оно связано с работой и должностными обязанностями. Хотя стиль обучения не регламентирован трудовыми соглашениями, по содержанию обучение может быть сильно привязано к работе, и поэтому рассматривается как практическое.

Оно носит индивидуальный характер. Поскольку касается непосредственно потребностей и интересов конкретного лица, что практически невозможно для большинства групповых и дистанционных форм обучения.

Это личностно-ориентированное обучение. В обучении участвуют люди как личности, со всеми их достоинствами, поступками и чувствами. Оно затрагивает не только умы, но и сердца людей. И, опять-таки, многие другие способы передачи знаний этого не могут.

Это система с обратной связью. Обратная связь является структурной составляющей отношений «наставник-ученик». Известно, что она стимулирует интерес и внимание, а также повышает действенность обучения.

Такое обучение имеет широкую ориентацию. Многие другие способы обучения, по своему характеру, лежат в узких областях личностных, технических или функциональных навыков. В отличии от них, наставничество может охватывать целый спектр трудовой и общественной деятельности.

Оно не является исключающим. Одним из огромных преимуществ наставничества является то, что оно может выступать координирующим, стимулирующим и контролирующим процессом, проходящим параллельно или в дополнение к любому другому процессу или любым другим формам обучения. Если мы выбираем наставничество, нам не придется «отменять» другие формы. В этом смысле наставничество представляет собой деятельность «с дополнительной ценностью».


Комментировать or Leave a Trackback
разделитель

Комментировать

Вы должны авторизоваться для комментирования.