Модель решения задачи

В ситуациях, где присутствует элемент неуверенности — либо относительно того, что случилось, либо относительно того, как поступить в определенном случае — рекомендуется иметь систематичный подход к решению проблемы, который поможет добиться результата.

Систематичный подход к решению проблем необходим, потому что очень редко удается решить проблему «одним махом». Решение проблем — это больше чем просто ожидание, пока зажжется свет. Оно включает в себя упорядоченный набор действий, которые должны быть применены на различных стадиях.

Решение проблем — это упорядоченная последовательность процессов. Каждый этап базируется на соответствующих вопросах, а также сборе и анализе информации. Простое обучение или применение ряда механических правил не способно решить сложную проблему. Они должны использоваться, но не вместо таких человеческих навыков и качеств, как решительность, творческое мышление, интуиция и так далее, а вместе с ними.

Существует много подходов к решению проблем, но для удобства и последовательности лучше воспользоваться базисным набором процессов, установленным нами и для консультирования, и для тренировки.

Это:

Определение

Описание

Принятие решения.

Для более обобщенного подхода к решению проблем мы можем немного усовершенствовать эту модель (см. рисунок 11):

Определение. Сюда входит подробное изложение и описание проблемы.

Описание. Сюда входит определение основных составляющих проблемы и связей между ними. Дается ответ на вопрос: «Что происходит?». Также это — стадия оценки, и она подразумевает сведение к минимуму или сопоставление догадок или гипотез -научный процесс испытания и контроля.

Обдумывание. На этом этапе мы строим планы. Сюда входит генерирование и оценка возможных вариантов действий.

Принятие решений. Затем осуществляется выбор варианта действия.

Действие. Фаза воплощения в жизнь.

Существуют конвергентные (сужающиеся) и дивергентные (расширяющиеся) факторы влияния, действующие на различных стадиях. Знание этого способно изменить наш подход или стиль мышления. Давайте рассмотрим пример.

X. Г. определил, благодаря обратной связи, что его рабочие взаимоотношения с подчиненными являются не очень продуктивными. С целью обсуждения этой проблемы он пришел на занятие с наставником. С чего мы начнем?

На стадии «Определения» нашей целью является заставить X. Г. сформулировать проблему настолько четко, насколько он сможет (возможно, его формулировка будет выглядеть абсолютно туманной). Сформулировав проблему, он занимает позицию, которая поможет ему определиться в своих действиях. На этом этапе еще нельзя утверждать, что мы решили проблему. Это означает только, что X. Г., например, определится в своем стремлении к улучшению отношений на работе.

Затем мы переходим к фазе «Описания», На этом этапе наши действия состоят в выяснении и попытке создания карты проблемной области. В случае с X. Г. мы изучим то, что он знает об этой ситуации. Как он ведет себя в отношениях с подчиненными? Что, по его мнению, он делает хорошо? Что ему не удается? Есть ли определенные ситуации или обстоятельства, когда события развиваются неправильно или ощущается большая напряженность? Имеются ли у него какие-либо соображения по поводу своих действий, которые могут выглядеть как проблемные с точки зрения других людей?

Таким образом, мы поощрим его к расширению восприятия происходящего. Также мы подтолкнем его к попытке дать определенные объяснения соответствующим причинно-следственным процессам. Эта стадия аналогична действиям по составлению воедино элементов сборной картинки-головоломки. Нельзя недооценивать то, насколько сложным может быть этот процесс для X. Г. В эти диалоги вкладывается масса личных переживаний. Он может более или менее охотно изучать собственное поведение глазами посторонних людей. В слишком неудобных для себя обстоятельствах он может совершенно отрицать наличие какой бы то ни было проблемы. В этих обстоятельствах все, что мы можем сделать, — предоставить ученикам имеющуюся у нас информацию, проверить интерпретации, поощрить их к сопоставлению с реальностью и, по возможности, призвать их к высказыванию собственного мнения.

Из этого исследования X. Г., с нашей помощью, должен извлечь некоторые идеи о том, что может происходить и почему.

Отсюда мы естественным образом переходим к следующей стадии. Здесь мы сопоставляем с реальностью достоверность своих догадок и объяснений. Наше продвижение по стадии «Обдумывание» к стадии «Принятие решения» может содержать установку некоторых целей, связанных с испытанием новых способов поведения. Еще раньше сюда можно включить сбор кое-какой систематизированной информации с целью обоснования гипотез или объяснений. Один общепринятый прием, который недостаточно используется, -это обращение к людям с просьбой честно предоставить информацию в качестве обратной связи.

Наши попытки состоят в максимальном сужении поля объяснений, а затем в их проверке или подтверждении. Удачное завершение этого этапа происходит либо после того как объяснение получено, и мы уловили суть происходящего, либо когда нам удается в достаточной мере отрегулировать поведение для достижения прогресса.

В завершающей стадии мы анализируем достигнутое и решаем, как вести себя в дальнейшем.

Что касается ситуации с X. Г., то он осознает, что другие люди оценивают его поведение не так, как это делает он сам, а под другим углом. Возможно, лишь благодаря наставнику, он набрался смелости и спросил своих подчиненных, что они действительно чувствуют.

Наряду с извлечением информации и стимулированием восприятия ученика, одним из вкладов наставника является оказание поддержки подопечному в процессе разработки и апробирования новых моделей поведения.

Как мы уже сказали, не все ситуации работы с наставником будут включать в себя подобного рода проблемы. Но процессы анализа, определения курса действий и проверки результатов подходят практически ко всем видам деятельности, возникающим под эгидой воспитательной работы.


Комментировать or Leave a Trackback
разделитель

Комментировать

Вы должны авторизоваться для комментирования.