Кто должен выбирать наставника?

В описанном выше случае выбор пал на наставника из-за его особых качеств, известных обучающемуся. Ученики всегда ранимы, и только высокий уровень доверия позволяет отношениям приносить необходимый результат. Это могло бы означать, что для обучающегося важно иметь возможность самостоятельно выбирать наставника. Если обучающийся сможет сам выбирать себе наставника, это в значительной степени повысит шансы того, что отношения будут плодотворными и эффективными. Это позволит также избежать проблем.

Но, конечно же, есть причины, в силу которых ученики не могут выбирать себе наставника, или сделать это им бывает непросто. Одна из самых главных причин, почему обучающиеся не могут самостоятельно выбирать себе наставников, состоит в том, что они недостаточно хорошо знакомы с потенциальными наставниками, чтобы компетентно судить о них. В Лондонских школах, где за каждым ребенком закрепляют наставника из крупного банка, ни наставники, ни ученики ничего не знают друг о друге. В этом случае координировать назначение наставников должна третья сторона. Вообще-то практически не существует базовых правил, которые позволили бы координатору делать это систематически.

Тем не менее можно найти некоторые основания для распределения наставников рациональным способом. Вот некоторые примеры:

Территориальное распределение. Выбор необходимо делать исходя из того, где живут или работают ученики и наставники.

Особые потребности. Если кому-либо из учеников необходимо что-то конкретное, у потенциальных наставников следует выяснить, представляет ли для них интерес этот вопрос и есть ли у них опыт в этой области.

Человеческие увлечения. Можно предложить наставникам и ученикам перечислить некоторые из своих внерабочих интересов и хобби и на основе этих данных формировать пары.

Профессиональный интерес. С обучающимися необходимо провести краткое ознакомительное заседание и осветить на нем разные операционные и функциональные области работы или структуры внутри организации, чтобы они имели возможность выбрать ту область, которая подходит им больше всего. С учетом этих предпочтений можно затем закреплять за ними наставника.

Если немного подумать, аналогичный набор критериев можно разработать для любой ситуации. Однако даже для внутренней программы обучения в организации применима та же ситуация. Это подводит нас еще к одной причине того, почему пpи свободном выборе наставника самими обучающимися могут возникать проблемы.

Это вопрос доступности наставников. Если в организации десять человек изъявляют желание быть наставниками и учащихся пpи этом тоже десять, то свободный выбор наставников может привести к практическим трудностям. Проблема обострится еще сильнее, если сами ученики немного знают своих наставников. Если все ученики выберут одного и того же наставника, то трудности подстерегают программу обучения с самого начала. Один из возможных путей решения этой проблемы — дать возможность обучающимся найти таких наставников, которые работали бы только с ними.

Третья причина, почему нельзя предоставить ученикам полную свободу выбора, — это некоторая цель в рамках организации, которая влияет на формирование пар «наставник-ученик». Если, например, организация планирует наставничество именно для того, чтобы стимулировать информированность подразделений друг о друге и их более тесные отношения между собой, то свободный выбор наставников из своего подразделения для этой цели не годится.

При назначении наставников всегда существует опасность того, что пара может не сложиться, что мы и увидели на примере. Опыт показывает, что, как правило, что-нибудь не получается по нескольким причинам. Первая — межличностная: смесь почему-то оказалась неправильной. Вторая причина в большинстве случаев связана с тем, что люди путают наставничество с обычной работой. Это происходит в тех случаях, когда наставник слишком авторитарен в отношениях и устанавливает стандарты, не считая отношения независимой от работы сферой.

Такая ситуация вряд ли возникнет в разовых или в естественных отношениях наставничества, где ученик сам выбирает себе наставника. Однако она может наступить пpи реализации схем или программ, в которых ученики закрепляются за наставниками. В таких случаях программа должна предусматривать возможность взаимного отказа от отношений. За отношениями должна наблюдать третья сторона — например, координатор или руководитель программы, — в задачу которого входит выявление потенциальных проблем. Не следует уделять внимание одному ученику. Наставникам тоже необходимы советы и поддержка.


Комментировать or Leave a Trackback
разделитель

Комментировать

Вы должны авторизоваться для комментирования.