Критерии для оценки навыков

Поскольку многое в ситуативной базе ориентировано на задачи, поэтому навыки консультанта по процессам представляют собой навыки любого хорошего руководителя, который умеет распределять работу, контролировать продвижение в обучении и развивать способности людей.

К таким навыкам относятся:

Постановка целей

Планирование заданий

Управление проектами

«Эта идея проста: стоит лишь поставить рядом двух человек, которые смогут поддерживать друг друга. Но самые простые идеи зачастую являются самыми лучшими.»

Как помочь людям учиться

Основные вопросы для изучения

Обучение взрослых людей на работе отличается оттого, как многие из нас учились в школе

Цикл обучения Колба — обучение может рассматриваться в виде цикла из четырех стадий

У нас имеются собственные предпочтения, из которых складывается индивидуальный стиль обучения. Основных стилей обучения — четыре

Как мы используем свои знания о стилях обучения, чтобы стимулировать и облегчать обучение других?

Важнейшие ролевые модели в этой базе — тренер-инструктор и консультант по обучению

Существует целый ряд знаний и навыков, который дает возможность наставнику способствовать обучению других.

Для многих из нас понятие о том, из чего состоит обучение, непосредственно ассоциируется со школой или ранним опытом получения образования. Для подавляющего большинства этот опыт был отрицательным.

Когда взрослого человека просят воскресить в памяти свои ранние впечатления об образовании, в его воспоминаниях преобладают такие слова как:

знания в книги экзамены страх скука

память а учителя факты.

Модель, на которой базируются эти понятия, выглядит примерно следующим образом:

1 Учитель владеет знаниями и умением.

2 Учитель преподает нам то, что мы должны знать (а дополнительные знания мы получаем благодаря чтению книг).

3 Он учит нас тому, что нам следует уметь — мы приобретаем навыки.

4 Мы учимся на практике (и нас называют «тупицами», если что-то получается неправильно).

5 Затем мы сдаем экзамены, чтобы продемонстрировать, как много мы знаем (или сколько сможем вспомнить из того, что знаем).

Этот подход под руководством учителя основан на знании. Учитель обладает знаниями и умением и несет ответственность за передачу их нам. Над ним доминирует стремление к правильному ответу, и это выражается в нетерпимости к ошибкам. Конечно, не все школы похожи и образование в них одинаково, но удивительно, насколько часто подобное представление преобладает в мышлении многих взрослых, зрелых людей. К сожалению, многие из них перенесли этот негативный подтекст в свою взрослую жизнь.

Интересно, что это стереотипное понятие об образовании пренебрегает некоторыми существенными фактами, а именно, оно не придает значения тому, что мы постигаем некоторые важнейшие и основополагающие вещи в жизни очень рано и вообще без какого бы то ни было обучения. Например, мы учимся ходить самостоятельно. Мы постигаем невиданные сложности языка без экзаменов. Мы учимся сотрудничать и общаться с другими людьми без всяких уроков.

Грустно, что многие школы, приняв в свои ряды уже состоявшихся учеников (пятилетних детей), смогли убедить их в неспособности освоить такие простые действия, как, например, сложение и вычитание.

На протяжении многих лет образование для взрослых большей частью базировалось на этой упрощенческой педагогической модели процесса обучения людей. Стоит упомянуть, что с 196о-х гг. образование в школах претерпело значительные изменения в связи с развитием ряда передовых идей о том, как учатся дети.

Изменения произошли и в мире образования для взрослых. С рядом принципиальных проблем столкнулись люди, заинтересованные в укреплении и стимулировании обучения взрослых. Первое — каким образом мы разрабатываем идеи, приемы, технологии, привычки и процессы, являющиеся более эффективными и приемлемыми для обучения в целом? Второе — как мы подбираем методы, более подходящие для взрослых по сравнению с детьми? И, наконец, — как мы можем усовершенствовать переход обучения из школьного класса в рабочую среду?

В главе 1 мы рассмотрели, как в организациях изменяется подход к обучению. Мы уходим от тех методов обучения, где главенствует программа и учитель. Обучение концентрируется на самом ученике, не только в плане преподнесения знаний, но и в плане принадлежности. Иначе говоря, людям на работе приходится брать на себя все большую и большую ответственность за свое собственное обучение. К тому же, это обучение большей частью происходит в рабочей среде, а не в классе.


Комментировать or Leave a Trackback
разделитель

Комментировать

Вы должны авторизоваться для комментирования.