Как руководителям справиться со своей задачей?

Люди, которые во время всех этих преобразований оказываются между стратегическим центром, рабочей силой и потребителями, — это, конечно же, руководители. Именно руководству организации приходится реагировать на эти радикальные перемены. Для этого руководителям необходимо создать новый арсенал навыков и подходов, который поможет им справляться со своей задачей.

В отчетах рабочей группы Кэннона и Тейлора Повышение квалификации руководящих кадров в преддверии нового тысячелетия сообщалось, что руководители: постоянно называли три основные особенности, которые характеризуют или влияют на сложившуюся и ожидаемую в будущем экономическую ситуацию. К ним относятся:

Реальное чувство того, что экономический спад очень сильно «ударил» по коммерческой деятельности.

Будущее несет стремительные, бурные, внезапные перемены.

Во многих аспектах своей деятельности отдельно взятая организация будет стремиться одновременно достичь двух или более взаимно противоречащих целей.

В том же отчете описано давление, которое испытывают сегодняшние руководители, с точки зрения некоторых парадоксов, оказывающих взаимно противоположное действие. Среди таких парадоксов можно назвать:

Слияние против роста

Планирование на перспективу против краткосрочных факторов давления

Долгосрочные задачи против мгновенных решений

Занятие внутренними вопросами против внешних связей

Внешнее давление против внутренних решений

Международное сотрудничество против экономического национализма

Хорошо осведомленные рынки против воинствующего потребительства.

Если давление такого рода оказывается на руководителей, то совершенно очевидно, что им необходимо изменяться и приспосабливаться к новым условиям, чтобы не растерять свой успех. Так что же это означает для конкретного руководителя? Вот некоторые из приоритетных направлений их самосовершенствования:

Новый стиль руководства

Более широкое делегирование ответственности

Многопрофильность

Новые формы общения с применением технологий

Непрерывное обучение.

Их роль все больше будет сводиться к «разработке организационной структуры и человеческих ресурсов внутри компании с тем, чтобы компания стала самовоспроизводящейся». На практике же это означает, что руководители должны все в большей степени становиться теми людьми, которые будут продвигать других людей, наделять их полномочиями и развивать их способности.

Делегирование полномочий. Если в компании работает небольшое количество руководителей, на которых возложено больше ответственности, то каждому руководителю придется делегировать больше ответственности своим подчиненным. И если раньше руководители выступали в роли инспектора-ревизора, то теперь их задача заключается в постановке цели и наблюдении за ходом выполнения работы. Это смещение акцентов, в свою очередь, приводит к тому, что большее значение приобретает «мягкий» стиль руководства. Обсуждение и влияние на людей становятся более уместными нежели жесткие указания и контроль.

Развитие способностей. Поскольку изменяется мир вокруг нас, значит, должны изменяться мы, и наши сотрудники. Лица, подчиненные непосредственно руководителю, должны брать на себя больше ответственности. А для этого им необходимо самосовершенствоваться и учиться. Самыми эффективными и успешными руководителями станут те, кто сможет из нанятых на работу людей, создать самые лучшие трудовые коллективы, развить их способности и стимулировать их труд. Поощряющее обучение на рабочем месте и развитие способностей у подчиненных стало основным качеством, которым должен обладать руководитель.

Обеспечение и управление изменениями. Отход от диаметральной противоположности между выполнением задач, с одной стороны, а также контролем и директивным руководством работой подчиненных, с другой, предполагает взятие на себя новой, «более емкой, трехмерной» роли. Это роль руководителя, стиль управления которого основан на стремлении помочь. Такой руководитель — это человек, который создает условия труда и содействует работе других людей.

Эта новая система навыков предусматривает совершенно новую роль руководителя. Такая роль предусматривает развитие способностей и адаптацию самих руководителей, а также подразумевает их руководящую роль в развитии навыков и умений у своих подчиненных. Главной особенностью этой новой роли является переход к более мягкому, личностно-ориентированному стилю руководства и концентрация на обучении и профессиональном росте сотрудников.

Из всего сказанного следует несколько основных мыслей. Одна из них состоит в том, что обучение вскоре станет основополагающим вопросом для всех руководителей. Обучение будет непрерывным и бесконечным. Все, что мы знаем на данный момент, подсказывает нам, что невозможно получить некоторый запас знаний и навыков и надеяться, что его хватит на всю жизнь или даже на несколько лет. Наряду с этим очевидно и другое изменение, и оно заложено в природе всего вышесказанного, — руководителю придется лично нести ответственность за собственное обучение.


Комментировать or Leave a Trackback
разделитель

Комментировать

Вы должны авторизоваться для комментирования.