Изменения в сфере обучения

Неудивительно, что и мы сами изменяем свое отношение и подход к вопросам обучения. Возьмем, к примеру, сферу управления. Традиционно существовало лишь несколько методик обучения руководителей. Во многих сферах бизнеса (включая дотированные и неприбыльные сектора) выдвижение руководителей происходило на основании их профессиональных и деловых способностей. Предполагалось, что люди с такими задатками неким чудесным образом станут руководителями. Это, конечно, не всегда бывало так. В худшем случае люди не справлялись с ролью руководителя, так как навыки и умение, необходимые для руководства людьми, очевидно, отличались от тех навыков и умений, которыми они владели раньше. Хорошие учителя часто оказывались несостоятельными завучами. Конечно, многие удержались на своей должности благодаря старому как мир процессу самосовершенствования, т. е. обучаясь на собственном опыте и делая выводы из собственных ошибок.

Когда люди начинают интересоваться системным обучением, направленным на становление руководителей, они находят либо краткосрочные курсы, которые проводятся по специальной программе, либо курсы, предусматривающие сдачу экзаменов, по окончании которых выдаются дипломы. В последнем случае имеется ряд потенциальных проблем. Во-первых, достаточно сложно получить значительный объем необходимых в работе знаний на рабочем месте. Во-вторых, учитывая экономические условия, описанные выше, становится все труднее отвлечь людей от производства для прохождения углубленной подготовки. И, наконец, мы лишь находимся на пути к более полному и глубокому пониманию того, как можно организовать обучение работников на рабочем месте. Это находит свое отражение в большем разнообразии средств обучения.

Если взглянуть на предлагаемые способы, с помощью которых люди собираются развивать свои способности, можно составить следующий список:

Курсы вне организации а Смена работы

Обучение без отрыва от производства а Курсы, проводимые в компании

Исследовательская работа

Обучение по собственной программе

Обучение на личном опыте и из собственной практики а Обучение в процессе деятельности

Ролевое моделирование

Общение в группе специалистов своего уровня

Индивидуальное чтение

Исследование прототипов

Воспитание и преподавание а Решение порученных задач

Обучение на контрактной основе

Заочное обучение

Программированное обучение

Командировки

Увеличение объема рабочих обязанностей

Совместная деятельность

Участие во внутренних конференциях/семинарах

Выполнение проектов

Поездки с целью обмена опытом

Исследование истории специальности.

Наставничество само по себе можно рассматривать как один из пунктов этого списка — как способ непосредственной передачи знаний. Однако оно еще играет интересную роль в том смысле, что его можно считать и «куполообразным процессом», который может выстраиваться над другими процессами, дополнять или поддерживать их.

Такой набор методов имеет более широкую направленность, меньший уклон в сторону теории и обладает большей гибкостью, чем существовавшие ранее системы обучения. Совершенно очевидным является не только то, что обучаемый овладеет гораздо большим объемом материала пpи таком обучении, но и то, что такое обучение будет в более широком объеме проводиться на рабочем месте.


Комментировать or Leave a Trackback
разделитель

Комментировать

Вы должны авторизоваться для комментирования.