Изменение

Одна из периодически повторяющихся тем в нашем исследовании мира глазами ученика связана с понятием «изменение». Очень важно привести здесь некоторые идеи относительно того, что же делает это понятие столь сложным, и как с ним следует обращаться.

Мы знаем, что люди могут с большей готовностью принимать изменения, исходя из соображений безопасности. Когда потребность человека в безопасности удовлетворена, он больше уверен в своих способностях испытать нечто новое, не чувствуя угрозы.

Но все же, люди очень много вложили в свой теперешний подход и методы обращения с окружающим их миром и поведением в нем. Они служили им верой и правдой в течение длительного времени. Даже нечто, кажущееся совершенно бесполезным, для них может иметь смысл и приносить пользу. Если же мы начнем разрушать канву человеческой жизни, вынимая из стены кирпичик за кирпичиком, это может оказаться очень опасным.

Итак, как же наставники подходят к понятию изменения для учеников? Стратегии каких типов могут быть использованы? Приведенные ниже соображения обязательно окажутся полезными.

1. Хотят ли они измениться?

Мотивация и потребность в изменениях должна исходить от самого человека. Изменения произойдут не по нашему указанию, а в тот момент, когда человек осознает, что его нынешние привычки и методы ограничивают его или же у него появится возможность выполнять задачи по-другому. Роль наставника — направлять человека в процессе укрепления его самосознания.

2. Знают ли они, чего хотят?

Люди часто не готовы к изменениям до тех пор, пока у них не возникнет четкая картинка или видение того, какие имеются альтернативы. Мы можем помочь им в изучении вероятностей и благоприятных возможностей в защищенной среде. Мы можем проверить пригодность, целесообразность и приемлемость предлагаемых изменений.

3. Готовы ли они к изменениям?

Достаточно ли сильна мотивация? Обдумали ли они ее? Иногда люди приходят к мысли о том, что им необходимы изменения и даже определяют, какими могут быть эти изменения. Это рациональные процессы. Затем возникают менее рациональные, более человечные страхи и препятствия. Это естественный этап, но лишь один из нескольких.

Случалось ли вам делать крупное приобретение для себя лично, например, покупать машину или дом? Вы один за другим проходите все необходимые с точки зрения здравого смысла этапы, включая сбор информации, выбор из возможных вариантов и так далее. Но затем, когда наступает момент подписания договора купли-продажи, вас внезапно охватывает паника. А вдруг все пойдет прахом?

Часто мы должны в обратном порядке проследить некоторые из своих шагов до тех пор, пока не получим или не обретем вновь уверенность для того, чтобы сделать решающий шаг. Процесс многократного повторения, тщательной проверки и мысленного прокручивания ситуаций часто является необходимостью. Наставники должны осознавать, что у некоторых учеников может уйти много времени и размышлений до того, как человек будет действительно готов к следующему шагу.

Есть также люди, чей личный стиль должен «перескочить» до того, как они будут готовы. Это связано с особенностями стиля обучения. В этих случаях наставник может помочь, удостоверившись, что ученики надлежащим образом прошли этапы планирования и подготовки. Цикл обучения может стать неплохой моделью для использования в качестве основы для такой подготовки.

4. Достаточно ли скромен и действенен первый шаг?

Если люди принимаются за изменения — в особенности значительные — то удобнее будет разбить всю порцию на отдельные удобоваримые кусочки. Любое путешествие начинается с первого шага, а планирование на основе небольших, но действенных шагов является хорошим методом внедрения изменений.

Используя такие шаги, мы можем сделать изменения менее пугающими и угрожающими, и их легче будет принять.


Комментировать or Leave a Trackback
разделитель

Комментировать

Вы должны авторизоваться для комментирования.