Естественный ход развития наставничества

Первое, что необходимо отметить (и многие понимают это), — понятие наставничества отнюдь не ново. Его корни в греческой мифологии (откуда и происходит термин наставничество, или менторство). Если читать газеты или биографии людей, можно легко заметить, что в мире литературы и искусства, науки и спорта, да практически в любой отрасли человеческих свершений все самые выдающиеся личности неизменно обращались к тому, кого они считали своим учителем, кто был источником их вдохновения.

Кроме примеров из древней мифологии, можно заметить, что наставничество или отношения «воспитатель-ученик» всегда естественно развивались во многих отраслях человеческой деятельности. Понятие ремесленного ученичества, впервые появившееся в средние века, включает и мудрых практиков более позднего периода, которые «привели с собой», или воспитали более молодых, но менее опытных учеников. Именно таким путем итальянские художники эпохи Возрождения постигали свое искусство. Подобный процесс происходит и в наши дни, если учесть, что термин «наставничество» используется в большом и многогранном разнообразии реальных жизненных ситуаций.

Те, кого называют учителями, или наставниками, — это люди более старшего возраста. Они мудрее, с большим багажом жизненного опыта и знаний мира вообще, и конкретных отраслей деятельности или знаний — в частности. Часто о таких говорят, что они оказали существенное влияние на перспективных работников в годы их становления. Интересно, что понятия обучения, профессионального роста и совершенствования практически слились в ту концепцию, какую мы понимаем и применяем на практике.

Следующий важный момент наставничества в том, что это абсолютно естественный процесс, который является частью общего процесса передачи нами, людьми, знаний, навыков и опыта друг другу. Таким наставникам, обладающим большим жизненным опытом, не нужно давать никаких советов о том, как обучать других. Они не ходили на курсы (и, наверное, не читали таких книг, как эта!). Эта мысль должна ободрить нас. Ведь наставничество — это умение, данное некоторым людям от природы, и роль наставника появилась естественным образом в ходе общения.

Это, конечно же, не означает, что нельзя стать наставником. На самом деле одна из важнейших задач состоит в том, чтобы научиться применять концепцию в профессиональной сфере последовательно, грамотно и планомерно, не только сохраняя пpи этом данные от природы навыки, но и развивая их.


Комментировать or Leave a Trackback
разделитель

Комментировать

Вы должны авторизоваться для комментирования.