Чего хотят ученики

Рассказы, приведенные выше, достаточно типичны для людей, которые сталкивались с различными формами работы с наставниками на протяжении многих лет. Интересно заметить, что личный опыт вдохновляет их на роль наставника, а также подсказывает им, как надо обучать других.

Существует ряд моментов, которые проявляются довольно резко. Я приведу несколько наиболее важных из них. Они очень важны потому, что представляют собой нечто вроде изучения рынка для наставника, который стремится узнать, чего хотят люди от обучения, и выяснить, каковы их предпочтения относительно поведения наставника.

1. Высокий уровень межличностных и коммуникативных качеств

В этом нет ничего неожиданного или необычного. Здесь явно выражена потребность в формировании тесных личных взаимоотношений, характеризуемых открытостью, доверием и сопереживанием. Такие определения, как «доступный» и «комфортный», также являются штрихами, дополняющими этот список качеств, столь ценных для учеников.

Еще одним связанным с этим элементом является то, что лучшие наставники, когда говорят о личных вопросах, кажутся такими же уверенными, как и в профессиональном плане. Эта уверенность в себе дает им возможность плавно переходить из одной сферы интересов в другую.

Тог, с кем я мог бы посидеть за кружкой пива.» «Я очень сблизился с ним лично.»

2. Потребность в уважении и участии

Люди часто упоминают о ней в своих рассказах о взаимном уважении и двустороннем аспекте отношений с наставником. Умение слушать кажется очень важным фактором проявления этого уважения, но также здесь подразумевается отношение к другому человеку как к равному себе, независимо от его служебного положения.

Кого я находил сам, потому что уважал их мнение и ценности, действительно принесли мне огромную пользу.

3. Стиль работы наставника

По-видимому, хорошие наставники умеют заставить других чувствовать себя непринужденно. Люди, рассказывая о хороших взаимоотношениях с наставниками, отмечают непостижимое сочетание, с одной стороны — непринужденных и личных , а с другой — профессиональных и рабочих отношений.

4. Ролевое моделирование

Этот аспект работы наставника упоминается снова и снова. Ученики выбирают тех наставников, которых они уважают, в действиях которых они видят образец для подражания.

5. Доступность

И это неудивительно. Ученики всегда ценят наставников, которые могут уделить им время. Интересная, но трудно доказуемая мысль: лучшими руководителями всегда кажутся те, которые могут предоставить свободное время.

6. Диапазон целей

Полный перечень вариантов применения и контекстов, в которых люди получают опыт работы с наставниками или сами пытаются выступать в роли наставников, является поразительно обширным. Ситуации разнятся от колледжа до профессиональных обязанностей и непосредственно до обеспечения общей поддержки.

7. «Размытый» фокус

Мне кажется, довольно часто, явно или, в большинстве случаев, в форме подтекста, ученики стремятся приобрести обобщенные, «размытые» навыки, наряду с достижением более жестко определенных знаний, умений и целей. Сюда входят такие понятия, как изменения точки зрения, степени осведомленности и так далее. Эти цели являются не менее важными, даже если их труднее конкретно сформулировать и оценить.

8. Дополнительные преимущества

Достаточно часто приходится слышать от учеников (а также, конечно, и от наставников) рассказы о полученных ими в результате взаимоотношений преимуществах, на которые они даже не рассчитывали. В одном из приведенных нами анализов ситуации, например, было упомянуто такое качество как «житейская мудрость». В нашем исследовании, которое проводилось в Национальном Воспитательном Консорциуме, о котором также говорилось выше, 3о % участников рассказали об улучшениях в своей академической работе, а это не входило в список явных целей программы.

Тем самым мы доказываем, что, если человек попадает в положительную или благоприятную среду обучения, то получаемые им преимущества возрастают подобно кругам на воде.

9. Мотивация

Опять же, довольно типичен рассказ о том, что наставники умеют мотивировать учеников и каким-то образом «подзадоривать» их. Воспользуемся приведенным ниже примером.


Комментировать or Leave a Trackback
разделитель

Комментировать

Вы должны авторизоваться для комментирования.