Аспекты отношений в наставничестве

Эти ключевые моменты и другие аспекты отношений в наставничестве вполне типичны, их можно найти во многих областях применения — практически независимо от их конкретного ситуативного наполнения. Это, конечно, полезно знать, но нам необходимо также учитывать, чем именно одна программа обучения в форме наставничества, или отношения «наставник-ученик», отличается от другой формы, или другого отношения. Есть целый ряд аспектов, которые можно подвергать анализу и которые «регулируют» программу или отношения. Их ценность состоит в том, что они помогают нам составить представление и, таким образом, определить ключевые факторы, которые необходимо учитывать в любой конкретной ситуации.

Такими аспектами являются:

Формальность не формальность

Структурированное или не заключенное в рамки (естественное) обучение в форме наставничества

Назначенные или самостоятельно выбранные наставники

Формальность не формальность

Очень часто наставников назначает или выбирает либо сам обучающийся, либо его организация. Официальный характер этого соглашения не следует путать с официальностью стиля. Подробно разработанный процесс, цель или программа обучения в форме наставничества могут быть формально структурированы, но стиль или дух общения может быть вполне непринужденным.

Неформальные отношения между наставником и учеником — это отношения, которые возникают вполне естественно в процессе развития событий. Как наставник, так и ученик могут даже не догадываться о форме своих отношений. В таких случаях наставник не знает, какую функцию он выполняет. И, несмотря на это, пpи таких отношениях будут проходить те же процессы и будут задействованы многие навыки.

Основополагающие условия для таких отношений чрезвычайно просты: взаимный интерес; хорошие навыки общения; время; отсутствие правил. Однако есть и другие особенности, которые, похоже, проявляются во многих из этих неформальных отношений. Отсутствие направленности на «политические» или сиюминутные организационные цели часто указывается в числе выгодных отличий таких отношений от обычного общения на работе. Глубоко индивидуальный или личный характер отношений также часто считается значимой и ценной характеристикой.

Такие особенности и характеристики, похоже, закладываются в неформальных отношениях легко и естественно. Однако необходимо различать происхождение отношений «наставник-ученик» и их тип. Большинство естественных отношений между наставником и учеником являются неформальными отношениями, хотя они могут в разной степени включать и элемент «делового тона». Сам факт того, что отношения между наставником и учеником начались по причине закрепления ученика за наставником, еще не означает, что они не могут развиваться неформально.


Комментировать or Leave a Trackback
разделитель

Комментировать

Вы должны авторизоваться для комментирования.