А что будет, если все пойдет по-другому?

Какие бы мы ни строили планы и как бы серьезно ни подходили к работе наставника, всегда существует возможность того, что затея провалится. Некоторые могут огорчиться, особенно потому, что чьей-то конкретной вины здесь не будет. В корпоративной структуре руководителю программы потребуются методы, как для наблюдения и контроля над тем, что происходит, так и для решения проблем, в случае их возникновения.

Стоит заметить, что довольно редко планы срываются полностью, хотя частенько все идет не так удачно, как хотелось бы. Последнее, скорее всего, имеет место в тех программах, когда наставники были назначены, а не выбраны самими учениками.

Но все же нужно реально смотреть на вещи и осознавать, что планы могут быть сорваны по ряду причин.

Вот некоторые из наиболее часто встречающихся

.

Смешение интересов. Может произойти столкновение личностей, стилей или по какой-либо иной причине что-то не складывается между двумя людьми. В таких случаях, прекращение отношений должно быть оговорено на условиях типа «нет вины — нет ответственности».

Конфликт ролей. Наиболее частой причиной конфликтов является назначение непосредственного руководителя наставником. Также конфликт может произойти из-за столкновения интересов с наставником на базе служебного положения или прямой ответственности.

Наставник руководит слишком настойчиво или жестко. Стиль наставника может быть недостаточно «мягок» для ученика.

Наставник не умеет слушать. В некоторых редких случаях наставник не может приспособиться к новой роли, и не интересуется тем, насколько приемлем его/ее подход.

Недостаток навыков. Иногда наставник не обладает соответствующими знаниями и навыками для работы. В редких случаях, это может быть связано с рядом навыков из межличностной базы или базы развития колеса наставничества. Чаще это случается именно потому, что требования ситуации или применения программы слишком высоки, детализированы или специализированы.

Вклад ученика. Иногда случается, что ученикам не удается внести свой вклад в общее дело. Это происходит с неискушенными учениками, которые подходят ко взаимоотношениям с очень зависимой позиции. Если они ожидают многого от наставника, а сами не вкладывают ничего, наставник вполне оправданно может потерять терпение.

Если ученик и наставник не были знакомы друг с другом до начала обучения, то умение слушать, изучать и сопоставлять должно быть само собой разумеющимся. Если события не развиваются так хорошо, как могли бы, то потребуется анализ взаимоотношений. Как наставник, так и ученик должны быть достаточно зрелыми людьми с установившимся самосознанием, умеющими обсуждать проблемы и охотно браться за их решение. Обычно требуются лишь незначительные корректировки для того, чтобы вернуть отношения в нужное русло.

Для самовыражения ученикам должно быть отведено пространство и предоставлена законная возможность. Наставника нельзя сбрасывать со счетов, если комментарии действительно окажутся негативными. Помните, что наставники должны уметь смотреть на себя со стороны глазами учеников, и могут получать обратную связь относительно своего собственного метода и стиля. Они должны быть достаточно «взрослыми», чтобы принимать это.

Остается надеяться на создание атмосферы позитивной и полезной обратной связи, а также на то, что обе стороны воспримут ее с философской точки зрения.

В заключение, существует несколько моментов, — как положительных, так и отрицательных, вытекающих из любого изучения опыта учеников. Скорее всего, наибольшие способности к быстрому изменению связаны с тем, как ведут себя наставники.

Качествами, на которых сделано ударение в данной книге, являются:

Чувствительность

Сопереживание

Проницательность.

Более мягкие и человечные качества кажутся более ценными, чем профессиональное или рабочее знание и умение. Или же, иными словами, без этих качеств опыт работы с наставником не кажется ученикам столь богатым и многообещающим.

Не следует делать чрезмерное ударение на потенциальной чувствительности или уязвимости учеников в некоторых учебных ситуациях, и наставники должны быть готовы к этому.


Комментировать or Leave a Trackback
разделитель

Комментировать

Вы должны авторизоваться для комментирования.